Методические рекомендации учителя - логопеда и дефектолога для родителей
детей с задержкой психического развития.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя – дефектолога, воспитателей и родителей.
vУ ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома. Для этого задаются домашние задания на повторение изученной темы.
vПервоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.
vНеобходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
vВажно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию дефектолога.
vВремя занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
vЗанятия должны носить занимательный характер.
vПри получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.
vВ затруднительных случаях консультироваться у педагога.
vПодберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – дефектолог.
vЗанятия должны быть регулярными.
vЗакрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
vЗанятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
vНеобходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…
vНеобходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.
vУ ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.
vУпражнения обязательно выполняются перед зеркалом.
vОсобое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.
vВажно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого…
vКаждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.
vУпражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.
vДля закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз.
vПри произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).
vТетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.
vБудьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
vОтмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.
vСвоевременно консультируйтесь и проводите лечение детей у врачей, к которым направляет учитель – дефектолог.