ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ И ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ!

Совершение ребенком противоправных действий зачастую оказывается неожиданностью для родителей и педагогов. Правовая незрелость и готовность к правонарушению не всегда очевидны взрослому.

Как не упустить, пока не стало поздно? Как оценить степень негативного влияния интернета, социальной среды на личность подростка? Как убедиться в правильности родительского воспитания? Как предугадать развивающуюся в наших детях готовность к деструктивным поступкам?

Исключаем правовой нигилизм

Родитель должен устанавливать доверительные отношения с ребенком, а значит иметь доступ к жизни ребенка на просторах интернета, анализировать контент, которым он пользуется, изучать тексты, картинки, характер посещаемых сайтов и обсуждаемых в чатах проблем. Это не нарушение прав и свобод ребенка, это высокая степень доверия между родными людьми в семье, в которой ценится забота друг о друге, безопасность и счастье каждого.

Родителю стоит насторожиться, когда:

1) Материалы перенасыщены негативными эмоциями, критицизмом в оценке событий, мира, людей – при ограниченном/или полном отсутствии позитивных оценок подростком окружающей жизни.

2) Чрезмерная демонстрация подростком протестных реакции, конфликтов, споров как в обычной жизни в семье и в школе, так и при дискуссиях в социальных сетях.

3) Агрессивность текстов, изображений, видео на страницах подростка в социальных сетях и комментарии подростка, поддерживающие такой контент, а так же его агрессивность и конфликтность в обычной жизни.

4) Контент носит явно выраженный характер отрицания законопослушания, призывы совершать противоправные действия, нарушать правопорядок – под какими бы благовидными предлогами это не подавалось.

5) Чрезмерное акцентирование проблемы собственных прав, свобод, призывы к агрессивному их отстаиванию – при отсутствии уважения к правам и свободам других людей, близких и незнакомых.

6) Контент носит выраженный негативный характер по отношению к институтам государства и общества: к семье, школе (колледжу, институту), к бедным (богатым), к представителям тех или иных национальностей и религий – при дополнительном наличии в жизни подростка конфликтов на этой почве.

7) Контент отражает негативное отношение к полиции, к армии, к конкретным представителям этих профессий и иным служителям закона, в постах и комментариях присутствует оскорбительная лексика, содержатся призывы к агрессии, к неподчинению.

Исключаем признаки экстремизма

Опасный контент в социальных сетях на страницах подростка должен насторожить родителя:

1) Картинки и видео, созданные ребенком или перепощенные им на свою страницу, возбуждающие рознь, вражду, ненависть к каким-либо социальный группам (национальным, религиозным, расовым, политическим, другим социальным)

2) Комментарии лайки под материалами на чужих страницах, в чатах, на сайтах, под материалами возбуждающие рознь, вражду, ненависть к каким-либо социальный группам (национальным, религиозным, расовым, политическим, другим социальным)

3) Тексты, картинки, видео, рассуждения с пропагандой исключительности какой-либо группы (по расовому, национальному, религиозному, языковому признакам)

4) Символика и атрибутика нацизма (или сходная с ней)

5) Призывы к совершению преступлений в отношении какой-либо социальной группы (национальной, религиозной иной социальной)

6) Ссылки на личной странице на экстремистские материалы, на сайты экстремистского содержания

7) Состоит в группе подписчиков экстремистского интернет-сообщества, периодически просматривает такой контент

8) Упоминает на своей странице экстремистские организации - общественные или религиозные объединение, по которым принято судебное решение об их запрете или ликвидации за экстремистскую деятельность.

9) Цитирует материалы, которые запрещены по решению суда как экстремистские. Это труды руководителей национал-социалистической партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, отечественные националистов; представителей радикальных религиозных течений.

10) Тексты подростка с призывами и пропагандой насилия.

11) Угрозы, устрашения, демонстрация картинок, видео, сцен насилия по отношению к людям, к институтам государства

12) Создал и ведет группу в социальных сетях агрессивного содержания, где демонстрируются сцены жестокости, драк, насилия, издевательств на личностью, сцены вандализма.

14) Подписан на группы в социальных сетях агрессивного содержания, противоправного насильственного характера, постоянно посещает такие группы

15) Подписан на ряд закрытых аккаунтов с характерным агрессивным названием, в том числе имеющим отношение к агрессивным молодежным субкультурам

16) Демонстрирует на своей странице символику и атрибутику агрессивных молодежных субкультур.

17) Активно репостит на свою страницу контент, связанный с оружием, с убийствами и насилием с применением оружия

18) Посещает тематические страницы, ищет и изучает информацию, связанную с подростками, совершившими в прошлом известные террористические акты в образовательных учреждениях с применением оружия и взрывчатых веществ

19) В чатах, беседах, диалогах подстрекает собеседников к насильственным действиям, рассылает друзьям информацию террористического характера (статьи, видео, картинки)

20) В комментариях высказывает угрозы применения оружия в отношении кого-либо

21) Ищет информацию об оружии, его применении, изготовлении, посещает соответствующие ресурсы в Интернете

22) Цитирует на своей личной странице идеологов террористических организаций, цитирует тексты, признанные запрещенными по решению суда

23)Имеет в друзьях на своей странице людей старшего возраста, ведет с ними некую переписку, обменивается некими материалами

24) Упоминает на своей странице запрещенные террористические организации, размещает ссылки на их ресурсы

25) Посещает интернет ресурсы, на которых содержится преамбула типа: «группа не является террористической», «мы не размещаем экстремистские материалы», «мы не призываем к экстремистской деятельности», «мы не имеем своей целью оскорбить кого-либо», «материалы носят шуточный, ироничный характер».

Оценим качество своих воспитательных воздействий на ребенка

Родитель и педагог имеют все возможности для семейного правового воспитания ребенка. Для того чтобы оценить качество Ваших воспитательных воздействий, спросите себя:

1) Говорю ли я со своим ребенком о балансе прав/свобод и ответственности/обязанностей человека?

2) Говорю ли я со своим ребенком о балансе прав/свобод человека и прав/свобод других людей?

3) Говорю ли я со своим ребенком о законопослушании, об уважении людей, защищающих закон и нашу безопасность?

4) Говорю ли я со своим ребенком об ответственности человека перед своей семьей, перед страной; говорю ли я о гражданском долге и любви к родине?

5) Приучаю ли я своего ребенка пользоваться юридическими источниками в затруднительной ситуации, анализировать с точки зрения законодательства вопросы правового поведения человека в тех или иных обстоятельствах?

6) Участвует ли мой ребенок в общественно полезной волонтерской деятельности, в том числе в акциях и мероприятия правовых волонтеров, в проектах гражданско-патриотической направленности?

7) Знакомится ли мой ребенок со статьями, релизами о полезной, созидательной деятельности подростков и молодежи страны?